Зарегистрированный товарный знак (знак обслуживания). На главную страницу.
Сказкотерапия

 

Сказкотерапия.

Сказкотерапия - один из популярных методов психотерапии. Он широко используется в психотерапевтической практике. Используя сказку, можно подсказать человеку, особенно ребенку, способы решения конкретных проблем. Кроме того, сказка помогает взрослому найти общий язык с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает.
Сказка более информативна, чем обычная речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и определения для индивидуально значимых понятий.
Сказка может предложить человеку три вида решений. Это, во-первых, правильные решения - культурально принятые, всеобщие, авторитетные. Во-вторых, свои решения - самого психотерапевта, которые он успешно использовал в своей жизни. И в-третьих, это собственные, личные решения самого человека, пациента. Всем этим решениям соответствуют разные стили работы, и все они работают по-разному. Правильные решения лежат на поверхности, они легче всего в употреблении и, пожалуй, наименее эффективны (ведь нас всех туда уже тыкали). Свои решения - это, может быть, и есть самая массовая форма психотерапии. Их очевидная форма - совет. А собственные решения - это вещь самая ценная, но и самая трудная. Они-то и бьют в десятку, но поди их найди.
Очень важно начало сказки. Оно должно быть правдивым. И в главные герои сказка старается заполучить самого слушателя. А для этого надо коротко и ясно описать ему сущность его жизни. Хороший же слушатель - это тот, кто старается себя узнать в герое. И когда он кивает: "Это как я!", происходит идентификация. Слушатель - особенно ребенок - становится героем, и дальше разделяет его судьбу.
Важной чертой сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного героя. Это можно назвать историей о повзрослении. Но это не вообще повзросление, это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Так и тянется она ниточкой, сшивая порванные края.
Сказочные сценарии, повторяя друг друга, воздействуют на ребенка в исключительно раннем возрасте, сопровождая его все то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение. Они могут играть очень важную роль в образовании общего жизненного сценария. Так же, как родители, сами того не подозревая, наделяют детей своими генами и таким образом программируют построение их тел, они позже "начиняют" тех же детей сказками, передавая таким образом опять-таки, совершенно не намеренно, способы поведения, ценности, убеждения и, в конечном итоге, жизненные сценарии.
Сказка описывает схему, программу, чертеж, сценарий поведения. Мы все знаем, или уж во всяком случае чувствуем, что большинство сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. В сказке легко заменить Ивана-царевича на Золушку или Мальчика-с-пальчика, Жар-птицу на молодильные яблоки или царевну, серого волка на птичье перышко - и структура сказки, ее сюжет и окончание не изменятся. В сказках неизвестных нам народов, где даже не выговоришь имена героев, мы часто можем по началу предсказать основные коллизии и развязку.
Почти в каждой сказке есть определенные проблемы и есть их решения. Эти решения перекликаются друг с другом и могут быть объединены в более общие группы. Многие решения связаны с присутствием другого помощника, покровителя, слабейшего. Изначальный страх могут победить другие эмоции - любовь, страх, вина, обида. Диалектика, расширение, границы составляют узнавание мира как он есть, его объективацию. Все это - изменение отношений, когда внешний мир остается прежним, а меняется только отношение к нему героя, его позиция. Возможны также решения с изменением мира или других людей. Заметим, что в сказках, как и в жизни, присутствует обычно очень ограниченное количество решений, но сказка всегда предполагает хороший конец.

<<< Групповая и индивидуальная телесно-оринтированная психотерапия
 

Сайт создан в системе uCoz